23
Прослушать или скачать Velehentor Otorten бесплатно на Простоплеер
пост который стоит полностью перекопировать, надеюсь место позволит
про иных погибших
Оригинал взят у в На пике высоких отношений
Нет, группа Дятлова никак не могла погибнуть от естественных причин, говорят дятловеды. Пусть даже дятловцы не были очень опытными туристами, все равно туристическая подготовка базового уровня включает в себя привитие навыков действия в экстремальной ситуации. Вот, смотрите. Потерпевшие бедствие в качестве первоочередных действий должны: 1) оценить обстановку с точки зрения реальной угрозы и как можно быстрее покинуть опасную зону; 2) оказать первую медпомощь нуждающимся; 3) переменить, отремонтировать одежду, в холодную погоду утеплиться; 4) защититься от неблагоприятных климатических воздействий, соорудив временное убежище; 5) провести инвентаризацию и поиск снаряжения и вещей; 6) перераспределить теплую одежду; 7) сформировать продуктовый и вещевой НЗ; 8) определить тактику дальнейших действий.
Недопустимо: 9) действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий; 10) уходить с места аварии, не убедившись, что опасную зону покинули все участники группы; 11) предпринимать попытки индивидуальной эвакуации; 12) заниматься второстепенными делами до оказания первой помощи пострадавшим и сооружения убежища.
(c) "Действия в экстремальных условиях и основы выживания", лекция для слушателей школы горного туризма базового уровня, лектор Бер А.А., Томская федерация спортивного туризма.
Видите, как все просто. Делай раз, делай два. Если дятловцы не сумели спастись, приходят к глубокомысленныму выводу дятловеды, значит, на них обрушился не снежный пласт, а огненные шары, либо стратосферные диверсанты.
Железная логика. Во-первых, как справедливо отметил Pepper, первоначально дятловцы действовали, как предписано, покинув опасную зону. Единственно, может быть, не убедились, что эвакуировались все участники и потеряли Слободина, который упал, приложился об каменюку, потерял сознание и замерз. Во-вторых, четверка в овраге, в составе которой находился инструктор Коуровской ткрбазы Золотарев, в полном соответствии с инструкцией принялась перераспределять теплую одежду (срезать с погибших) и строить убежище (настил). В-третьих, трудно ожидать, что при внезапном возникновении нештатной ситуации люди будут вести себя, полностью отрешившись от эмоций, как бездушные роботы. Эмоциями, разногласиями при выработке дальнейшей тактики поведения и возможным конфликтом объясняется разделение на подгруппы по интересам и последующая несогласованность действий. На любом предприятии висит противопожарная инструкция, что в случае возникновения очага возгорания персоналу надлежит, не поддаваясь панике, организованно воспользоваться аварийными выходами согласно плана эвакуации здания. Ну и что мы видим на практике? Дятловеды, вероятно, полагают, что как только составлена инструкция с правильными словами, жертв не будет. Это не так.
Tuapse приводит два примера из книги П.И.Лукоянова "Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях", разительно перекликающихся с аварией группы Дятлова, но там почему-то никто не подозревает подземные ядерные испытания или падение Р-7.
25 января 1973 года десять студентов Авиационного института г. Куйбышева начали маршрут по Ловозерским тундрам. В этот день прошли перевал и на границе леса в долине р. Эльморайок встали на ночлег. 26.1 в морозный деяь (температура -24°
прошли оз. Сейдозеро, поднялись по р. Чивруай и в лесу устроили привал с горячей едой. Судя по проявленной позднее фотопленке — изрядно пуржило. Несмотря на то, что накатывались сумерки короткого январского дня, все же начали восхождение на плато. В дневниках не обнаружено записей с мотивацией такого решения. Причин поспешности не было: только начали маршрут, продуктов много, прохождение перевала планировалось на следующий день. На плато поднялись северным путем. Ветер лютовал. Правда, дул в спину. По сообщению жителей поселков Ильма и Пунча, скорость его достигала 50 м/с. Температура резко упала. В темноте прошли плато и остановились у обрыва цирка р. Киткуай. О чем говорили онн, на что надеялись, можно только предполагать. Все осталось тайной той ночи и пурги.
Спускаться все вместе в долину р. Киткуай почему-то не стали. Сначала, наверное, решили провести разведку пути. Пять человек, одевшись потеплее, ушли. Оставшиеся пятеро, надеясь, что разведчики скоро вернутся, расстелили палатку и легли на нее. Может быть, поставить шатровую палатку на сильном ветру им не удалось. Но ведь они могли затести туда рюкзаки, надеть теплые вещи и ожидать возвращения ушедших. Могли, но не сделали, Они лежали, прижавшись плотно друг к другу. Крайний с наветренной стороны пытался прикрыть себя палаткой. Двое из разведчиков по какой-то причине решили вернуться к оставшейся группе. Юноша (Новоселов) всю свою теплую одежду надел на спутницу, а сам остался в ковбойке. Он был рыцарь. Альтшуллер с двумя товарищами благополучно спустились в долину, но оказались в своеобразной ловушке: без лыж до поселка не дойти, вернуться обратно против сильного ветра не хватило сил.
31.1 истек контрольный срок. Пурга и сильный ветер помешали высадить спасателей на плато Чивруай. Они добрались туда на лыжах только 6.II. В 10 м. от обрыва цирка обнаружили пять замерзших тел и недалеко — еще двоих. Поиски остальных продолжались весь месяц. 27.11 в долине р. Киткуай на выходе из ущелья (в 2 км от цирка) нашли еще двоих. Они лежали в 10 м друг от друга. Часы остановились около 5 утра. 1 июня у правого склона ущелья в 400 м от места гибели двоих был найден последний участник трагедии — Альтшуллер. Он был тепло одет, но без рукавиц. Часы остановились в 4.33.
28.Ш.1981 г. Кольский полуостров, пер. Умбозерский. Поход II к.с Группа из Калинина, 6 чел.
27.III к полудню прошли пер. Умбозерский на лыжах. Порывы ветра — до 40 м/с, видимость плохая. В 17.00, не дойдя до леса, поставили палатку в яме диаметром около 40 м — ветер в ней был слабее. Палатку засыпало снегом. В 23.00 Бондарь и Донсков, подпирая спинами скаты, пытались сбросить с них снег. Палатка порвалась! Через несколько минут люди и вещи были засыпаны снегом. Четверо залезли в спальный мешок. Кашихина и Джумагулова стали рыть пещеру рядом с палаткой. Джумагулова копала без рукавиц и обморозила пальцы. Кашихина продолжала рыть пещеру одна.
28.Ш около 5.00 руководитель группы (В.Бондарь) объявил, что отправляется на базу геологов за помощью. Его никто не отговаривал и своего участия не предлагал! Дали ему пуховку, шапку и теплые чуни. Ушел он без лыж. Все перешли в пещеру. Кашихина объявила, что тоже отправляется за помощью. И опять одна! И в этот раз ее никто не остановил. Оставшиеся четверо пассивно лежали в спальном мешке. Даже не ели ничего, хотя продукты были. В 17.00 этого дня группа туристов Ленинградской СЮТ (рук. А.Лабутин) увидела торчащие лыжи, рюкзак и лопату. Разгребая снег, обнаружили сначала палатку, а потом вход в пещеру. Юные туристы поставили свою палатку, накормили пострадавших и оказали им медицинскую помощь. Лабутин послал двух человек на базу геологов, а с другими начал поиск Бондаря и Кашихиной.
Из объяснительной записки Кашихиной. "Места в спальнике мне не осталось... объявила, что пойду за помощью. С перевала спускалась по глубокому снегу. Поняла, что иду не туда. Решила вернуться в лагерь за лыжами. Лагеря не нашла. Пошла вновь за перевал, ориентируясь по ветру, который дкл мне навстречу. Наступила ночь. Ходила не останавливаясь. С восходом солнца увидела лыжню и пошла по ней. 29.III около 10 часов встретила туристов из Ленинграда".
ЗО.Ш тело замерзшего В.Бондаря нашли в 13.00 в 300 м от перевала на западной стороне озера.
Поскольку Tuapse не Белый Клык, цитировать Лукоянова не возбраняется. Это понятно. Непонятно другое. Почему разделение группы в этих ситуациях воспринимается дятловедами спокойно, а дятловцы при этом должны скрываться от стратосферных диверсантов или злобных браконьеров? В одних случаях наличие инструкций по безопасности не мешает туристам спокойно окочуриться, а на дятловцев непременно падает ракета, потому что иначе бы они все четко отработали по инструкции и спаслись. Ракета, блядь, помешала.
...это примерно то же самое, как если бы 9 профессиональных водителей, находясь в трезвом состоянии, дружно решили наплевать на все ПДД.
(с) Aryan II, 17.11.11 09:11
Дятловеды не устают поражать кривизной логических построений. Нет, тургруппа на маршруте - это ни разу не то же самое, что водители на дороге, каждый из которых едет в своей машине по своим делам абсолютно независимо друг от друга, по крайней мере, пока один другого не подрезал. Если проводить дорожную аналогию, ситуация с группой Дятлова больше похожа на маршрутку, за рулем которой сидит не слишком опытный и уверенный в себе водитель. Раньше ему выпадало порулить, но тогда и видимость была получше, и дорога не такая скользкая. В маршрутке находилось 9 пассажиров. Один, смекнув, куда попал, по-быстрому соскочил, покамест далеко не отъехали. Трое из оставшихся пассажиров имеют некоторый опыт вождения, причем один из них старше и опытнее того, кто сейчас сидит за рулем. В салоне маршрутки празднуют его день рождения. Водитель нервничает и утрачивает контроль над обстановкой. Кто-то орет у него над ухом: ты что творишь, дятел? давай, жми к лесу. Кто-то хочет выдернуть руль и выправить сам. Маршрутку заносит и переворачивает. Пассажиры дергают заклинившую дверь, разбивают изнутри стекла, выбираются наружу. Водитель пытается организовать поставить машину на колеса, починить и ехать дальше, но его уже никто не слушает. Начинается разброд кто в лес, кто по дрова. С утратой единоначалия они, действительно, теперь действуют как 9 независимых персонажей, сбиваясь в кучки по интересам.
Чтобы представить дальнейший ход событий, нужно сравнивать с другими "маршрутками", оказавшимися в схожей ситуации. Практика показывает, что ничем хорошим там обычно не кончается.
Трагедия на Хамар-Дабане, 1993 г.
...вдруг около 11 часов у одного из парней изо рта пошла пена, полилась кровь из ушей — на глазах у всех 24-летнему Александру стало плохо, и он тут же скоропостижно скончался. Дальше в группе начался полный хаос. Удивительно, что эта смерть вселила панику не только в 16—17-летних участников похода, но и в руководителя — опытную женщину, мастера спорта... Денис начал прятаться за камни и убегать, Татьяна билась головой о камни, Виктория и Тимур, вероятно, свихнулись... Валентина... пыталась как-то вразумить оставшихся четверых, но все было тщетно — потерявшие рассудок были неконтролируемыми, они вырывались и убегали, когда она пыталась увести их с этого места...
Вертолет опустился, и все, кто был на борту, стали свидетелями ужасного зрелища: «Картина была жуткая: тела уже опухли, глазницы у всех полностью выедены...» Что же происходило на плато? Почему, замерзая, участники похода сняли с себя обувь? Зачем женщина легла на умершего парня? Почему никто не воспользовался спальниками? Все эти вопросы так и остались без ответов.
Хорошо, что выжила одна участница похода, описавшая эту нелепую трагедию. Иначе бы дятловеды и здесь развели конспирологию, объясняя нелогичное поведение внезапной слепотой от секретных испытаний. Потому что только техногенная катастрофа, не меньше, способна заставить туристов нарушить инструкцию по выживанию или, упаси Б-же, не спасти попавшего в беду товарища.
Трагедия в 1975 году у подножья горы Фишт, 1975 г.
И вот в течении часа погода сменилась на дождь, а потом и на метель. Резко похолодало. В группе, что шла верхней тропой, началась паника. Народ ломанулся вниз к лесу. Большинство погибших замерзли еще до зоны леса, получив травмы на спуске, как говорили, во время метели началась так называемая «Белая мгла»...
Та часть туристов, что добежала до леса, смогли разжечь несколько костров, но теперь началась борьба за выживание, более сильные отталкивали от костров слабых. Людей находили замерзших буквально в нескольких метрах от кострищ. Хотя, как потом выяснилось, в их рюкзаках были теплые вещи. Инструктор не смог взять ситуацию под контроль и в итоге два десятка погибших.
Туризм - такая штука, глубокомысленно изрекают бывалые походники, которая накладывает определённый отпечаток на характер человека. Помимо всего прочего готовность спасти товарища в экстремальной ситуации для настоящего туриста является нормой. Люди с иными чертами характера в туризме не приживаются.
perdyat.livejournal.com/36711.html?thread=16269...
Нисколько не сомневаюсь, что те, кто отталкивал слабых от костра и отнимал у них теплые вещи, впоследствии не смогли прижиться в туризме, но замерзшим от этого не легче. Вот и дятловцы в итоге не прижились и вообще не зажились на этом свете.
Подобных случаев известно не так, чтобы сплошь и рядом, но они есть. При желании можно обратиться к упоминавшейся уже книге П.И.Лукоянова "Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий" и теме Близкие аналоги аварии Дятлова по условиям и фрагментам событий форума pereval1959 (см.также продолжение темы). Основное возражение дятловедов состоит в том, что описанные ситуации нетипичны для профессионального туризма. Профессиональная солидарность рождает круговую поруку. Вне круга - неспециалисты, они должны прислушиваться к мнению профессионалов в данном вопросе, а профессиональное турье, как любая замкнутая тусовка, не особо рвется выносить сор из избы. Скажем, доктора, призванные освидетельствовать врачебную ошибку своего коллеги, скорее всего, ее замнут, если это не особо громкий случай и они не испытывают к нему личной неприязни.
В многочисленных книгах полярных исследователей, в отчетах о лыжных путешествиях или рекордных переходах очень редко можно найти признания в совершенных ошибках, неправильных решениях, размолвках в коллективе и прочих явлениях, осложняющих жизнь путешественников. Эти умолчания понятны и естественны. Во-первых, действительно не следует «ворошить на людях грязное белье»; во-вторых, домашний анализ событий, происшедших «там» — в ветре, пурге, морозе, может принципиально разойтись с решениями, которые уже, увы, не изменишь...
(c) Лыжный туризм. Предисловие.
О, эти благородные мужественные души бывалых покорителей. Вам, мазутам штатским, этого не понять. Трупами вымощен путь к вершинам, потому что в тех условиях невозможно позволить себе роскошь нравственности - см., напр., статью Феликса Свешникова "Спасти нельзя уйти".
Неважно, Эверест или Отортен. Если что-то по недосмотру утекает, картину независимо от высоты над уровнем моря стараются облагородить. Как вариант, перенести акцент с подлости и распиздяйства в сторону героического преодоления трудностей. Когда наружу прорываются факты, свидетельствующие, что никаким подвигом там близко не пахло:
В группе «лидеров» события разворачивались совершенно по другому. Они отказывались помогать ослабшим, отбирали у туристов теплые вещи для себя... Утром, проснувшись и позавтракав у костра, спокойно ушли вниз по тропе, прихватив с собой тёплые вещи, снятые с погибающих туристов.
ситуация объявляется нетипичной для туризма, т.к. фигуранты не были настоящими походниками. Так, матрасники примазавшиеся.
Представим, что живых свидетелей неприглядного поведения не осталось, а мародеры перепиздились друг с другом, и их нашли недалеко от настила с переломанными ребрами и разложенными кучками чужой одежды. Сто пудов сейчас бы это были вторые герои-дятловцы. Экстрасенсы с умным видом разводили бы кофейную гущу над групповыми и индивидуальными фотками участников, ебанутые пиздюки с хибинаматери отыскивали бы на фотках НЛО (и находили бы), а графоманы сочиняли книжки, как туристов зверски извел стратосферный спецназ.
Когда запихнуть жертвы конфликта в ненастоящие туристы несмотря на все усилия не проходит, дятловеды включают другую систему координат, в которой подлость не считается подлостью. В отрыве от цивилизации лицом к лицу с суровой природой, говорят они, напуская неземную грусть на побитые (ветром) морды, невозможно позволить себе цивилизованные нормы нравственности. Но безнравственным такое поведение, вы понимаете, называть некорректно. Вы не понимаете? Значит, вам этого не понять, потому что в сложных походах действуют иные ценности.
Дятловеды с опытом странствий (не имеются в виду бомжи) с пеной у рта клянутся, что неспортивному поведению нет места в их рядах. Максимум, его изредка допускают начинающие туриманы. Поэтому когда откроются неопровержимые факты ссоры среди дятловцев, их задним числом опустят в малоопытные. Собственно, по факту они ими и являлись, просто сейчас это невыгодно признавать. Настоящие покорители бескрайних просторов не опускаются до конфликтов, потому что всех, у кого возникают конфликты, относят к ненастоящим. Дятловедская логика в действии. Доказывать что-либо бесполезно. Доказать можно адекватному собеседнику,
Не будем спорить с дятловедами. Рассмотрим инцидент c женской сборной СССР по альпинизму, в состав которой входили 3 мастера спорта (Шатаева, Васильева, Мухамедова), 3 кмс (Любимцева, Манжарова, Фатеева); остальные (Бардашова и Переходюк) имели 1-й разряд по альпинизму. У распоследнего дятловеда язык не повернется назвать команду неопытными матрасниками. Им не было нужды посвящать свой поход никакому съезду, они и без того знали себе цену. По сравнению с этой передовой спортивной мощью державы дятловцы были вообще говно. ...Мы создадим свой стиль восхождения - женский, поскольку не должны и не можем ходить так, как ходят мужчины..., говорили девушки. Группа в полном составе погибла при восхождении на Памире в 1974 г. Официальной причиной, как водится, назначена непреодолимая стихийная сила.
Сильнейший ураган не оставил шансов на выживание, резюмируется в биографии Шатаевой. Однако, как и в случае дятловцев, имеются некоторые странности, заставляющие предположить, что одной стихийной силой тут не обошлось. Дополнительно какая-то нечистая сила попутала.
Вслед за ними шла команда красноярского Труда, и в ней был фотограф... Что же до непогоды, урагана… На одной из панорамных фотографий ясно виден камень и стоящий на нем котелок. Да будь он хоть свинцом налитый, ураган свалил бы его с камня! Порванные палатки. Не было там таких ураганов, чтобы они рвали застегнутую “памирку”. Порвать ее может только человек в припадке истерии...
А может быть, и правда, в августе 1974 года всему виной была непогода и никакой загадки здесь нет? Может быть, официальная комиссия не кривила, дав такое заключение: “основной причиной гибели группы явились крайне сложные, внезапно возникшие метеоусловия, ураганный ветер со снегом, резкое снижение температуры и атмосферного давления, отсутствие видимости…”
Может быть. Если бы в районе вершины в эти дни не находились еще, по крайней мере, семь групп: четыре наших, швейцарцы, американцы и японцы. Как с этим-то быть?
Базовый лагерь имел ведь радиосвязь с каждой из групп, находящихся близ вершины. Супергерои, лучшие альпинисты-высотники, отчего они не пришли на выручку женщинам — гибнущим совсем рядом, сквозь непогоду, рискуя собой? Да полно: пришли бы, но позвал ли их кто-нибудь на помощь? И это — загадка.
И эти чертовы фотоснимки. Они опровергают официальную версию.
В отличие от дятловцев у альпинерок была рация. Связь с ними поддерживалась до конца, что лишает шизофреников заманчивой возможности приплести любимые огненные шары, закрытый полигон, секретные испытания, аварию ракеты, продать книжку про заатмосферный спецназ и в переводе смансийского таджикского обозвать пик Ленина горой 8-ми мертвецов. Записи радиопереговоров можно найти в 9-й главе книги Владимира Шатаева "Категория трудности" (1977). Не путать с вышедшей на 10 лет раньше книжкой Ю.Ярового "Высшей категории трудности", которая про дятловцев. Не просто какой-то там категории, а именно высшей. Понятно, что дятловцы были ниибаца круче скалолазок. Вспоминается анекдот: мама, кто такой Карл Маркс? - Ну это был крупный ученый, экономист. - Как наша тетя Роза? - Нет, что ты. Наша тетя Роза - старший экономист.
Никто не мешает настоящим крепкоебнутым дятловедам объявить переговоры подложными так же, как они объявляют фальсифицированным уголовное дело дятловцев. Тем более, что записи радиосеансов были подрихтованы хотя бы из понятного желания автора не выносить на всеобщее обозрение последние часы жизни жены. Больные могут думать, что Шатаева докладывала на базу о кружащихся над палаткой НЛО и падающих с неба первых ступенях. Естественней предположить, что отредактированы некоторые моменты личных взаимоотношений, чтобы не бросать тень на покойных. Отличие от истории с дятловцами, в первую очередь, в масштабе происшествия, поэтому здесь никто не занимался импровизациями на скору руку. К процессу подошли вдумчиво и обстоятельно. Все равно со временем вылезают нестыковки.
Общая стратегия передвижения групп была продумана и попутно с личными восходительскими целями предполагала некое патрулирование мужских команд во время нахождения женщин на склоне - для подстраховки, на всякий случай... именно поэтому женщины затягивали восхождение, стараясь вырваться из-под опеки, выбирая для переходов моменты наибольшего удаления "опекунов". Сделать это было непросто. Поблизости находилось три питерских группы: Корепанова, Гаврилова, Борисенка, далее - красноярский "Труд", не считая американцев и японцев. Группа Корепанова взошла на пик Ленина на день раньше женской сборной.
В 1976 году я разговаривал с Георгием Корепановым... Он сказал так: “Все врут обо всем. Там было не так, но я тебе не расскажу ничего”. Единственная деталь, которой он поделился: когда его группа подошла к палаткам женской экспедиции, он сунулся было в палатку Шатаевой, но Эля его не пустила, увела на другой край лагеря, напоила чаем, казалась веселой. А в ее палатке лежала мертвая Васильева. Согласно официальной версии первые признаки недомогания одной из участниц проявились позже, при спуске. Первой умерла не Васильева, а Любимцева. 7-го утром Шатаева радировала о ее смерти, произошедшей 6.08 в 23:00. О смерти Васильевой и Фатеевой было доложено во время следующего сеанса в 14 часов. Последняя передача состоялась 7-го в 21:12. Переходюк сообщила, что их осталось двое. Проходившие через стоянку японцы 8.08 в 12:30 никого в живых не застали, о чем сообщили в базовый лагерь. Им было велено ничего не трогать. В июне 1975 года тела сняли с вершины и похоронили. Судебно-медицинская экспертиза не проводилась. Генпрокупратура удовлетворилась заключением пусть и официальной, но явно заинтересованной в том, чтобы дело замять, комиссии.
Анатолий Ферапонтов в книге "Восходители" приводит свою беседу с Ниной Луговской - 3-й женщиной в стране, удостоенной почетного звания «Покоритель высочайших гор СССР» ("Снежный барс"
, присуждавшееся альпинистам, совершившим восхождение на все семитысячники СССР. Когда разговор коснулся причин трагедии группы Шатаевой, она сказала:
- Тогда все окутывалось в тайну, верить тому, что написано, можно разве только наполовину...
- И все же, Нина, ты уже тогда была классом повыше, чем большинство участниц той экспедиции, так попробуй сочинить хоть какую-нибудь правдоподобную версию. Ну, поставь себя сейчас на место Шатаевой.
- Это невозможно, зачем мне такая мука? Пойми, это бабья кухня, в которой вам, мужикам, не разобраться. Извечная бабья кухня. Не копай, бесполезно.
Заканчивая главу "Не женское это дело", автор сообщает, что cразу после трагедии редактор “Юности” Борис Полевой дал задание моему другу, Саше Берману: все разузнать и написать. В мае следующего года мы случайно встретились с Сашей в Баксанском ущелье, в Тырныаузе. Посидели в ресторане, после легли на бережок Баксана позагорать. “Ну и что ты узнал?”— спросил я его. “Все узнал,— ответил мрачно Саша,— но писать об этом нельзя. И ни о чем меня не спрашивай, пожалуйста”.
Недопустимо: 9) действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий; 10) уходить с места аварии, не убедившись, что опасную зону покинули все участники группы; 11) предпринимать попытки индивидуальной эвакуации; 12) заниматься второстепенными делами до оказания первой помощи пострадавшим и сооружения убежища.
(c) "Действия в экстремальных условиях и основы выживания", лекция для слушателей школы горного туризма базового уровня, лектор Бер А.А., Томская федерация спортивного туризма.
Видите, как все просто. Делай раз, делай два. Если дятловцы не сумели спастись, приходят к глубокомысленныму выводу дятловеды, значит, на них обрушился не снежный пласт, а огненные шары, либо стратосферные диверсанты.
Железная логика. Во-первых, как справедливо отметил Pepper, первоначально дятловцы действовали, как предписано, покинув опасную зону. Единственно, может быть, не убедились, что эвакуировались все участники и потеряли Слободина, который упал, приложился об каменюку, потерял сознание и замерз. Во-вторых, четверка в овраге, в составе которой находился инструктор Коуровской ткрбазы Золотарев, в полном соответствии с инструкцией принялась перераспределять теплую одежду (срезать с погибших) и строить убежище (настил). В-третьих, трудно ожидать, что при внезапном возникновении нештатной ситуации люди будут вести себя, полностью отрешившись от эмоций, как бездушные роботы. Эмоциями, разногласиями при выработке дальнейшей тактики поведения и возможным конфликтом объясняется разделение на подгруппы по интересам и последующая несогласованность действий. На любом предприятии висит противопожарная инструкция, что в случае возникновения очага возгорания персоналу надлежит, не поддаваясь панике, организованно воспользоваться аварийными выходами согласно плана эвакуации здания. Ну и что мы видим на практике? Дятловеды, вероятно, полагают, что как только составлена инструкция с правильными словами, жертв не будет. Это не так.
Tuapse приводит два примера из книги П.И.Лукоянова "Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях", разительно перекликающихся с аварией группы Дятлова, но там почему-то никто не подозревает подземные ядерные испытания или падение Р-7.
25 января 1973 года десять студентов Авиационного института г. Куйбышева начали маршрут по Ловозерским тундрам. В этот день прошли перевал и на границе леса в долине р. Эльморайок встали на ночлег. 26.1 в морозный деяь (температура -24°

Спускаться все вместе в долину р. Киткуай почему-то не стали. Сначала, наверное, решили провести разведку пути. Пять человек, одевшись потеплее, ушли. Оставшиеся пятеро, надеясь, что разведчики скоро вернутся, расстелили палатку и легли на нее. Может быть, поставить шатровую палатку на сильном ветру им не удалось. Но ведь они могли затести туда рюкзаки, надеть теплые вещи и ожидать возвращения ушедших. Могли, но не сделали, Они лежали, прижавшись плотно друг к другу. Крайний с наветренной стороны пытался прикрыть себя палаткой. Двое из разведчиков по какой-то причине решили вернуться к оставшейся группе. Юноша (Новоселов) всю свою теплую одежду надел на спутницу, а сам остался в ковбойке. Он был рыцарь. Альтшуллер с двумя товарищами благополучно спустились в долину, но оказались в своеобразной ловушке: без лыж до поселка не дойти, вернуться обратно против сильного ветра не хватило сил.
31.1 истек контрольный срок. Пурга и сильный ветер помешали высадить спасателей на плато Чивруай. Они добрались туда на лыжах только 6.II. В 10 м. от обрыва цирка обнаружили пять замерзших тел и недалеко — еще двоих. Поиски остальных продолжались весь месяц. 27.11 в долине р. Киткуай на выходе из ущелья (в 2 км от цирка) нашли еще двоих. Они лежали в 10 м друг от друга. Часы остановились около 5 утра. 1 июня у правого склона ущелья в 400 м от места гибели двоих был найден последний участник трагедии — Альтшуллер. Он был тепло одет, но без рукавиц. Часы остановились в 4.33.
28.Ш.1981 г. Кольский полуостров, пер. Умбозерский. Поход II к.с Группа из Калинина, 6 чел.
27.III к полудню прошли пер. Умбозерский на лыжах. Порывы ветра — до 40 м/с, видимость плохая. В 17.00, не дойдя до леса, поставили палатку в яме диаметром около 40 м — ветер в ней был слабее. Палатку засыпало снегом. В 23.00 Бондарь и Донсков, подпирая спинами скаты, пытались сбросить с них снег. Палатка порвалась! Через несколько минут люди и вещи были засыпаны снегом. Четверо залезли в спальный мешок. Кашихина и Джумагулова стали рыть пещеру рядом с палаткой. Джумагулова копала без рукавиц и обморозила пальцы. Кашихина продолжала рыть пещеру одна.
28.Ш около 5.00 руководитель группы (В.Бондарь) объявил, что отправляется на базу геологов за помощью. Его никто не отговаривал и своего участия не предлагал! Дали ему пуховку, шапку и теплые чуни. Ушел он без лыж. Все перешли в пещеру. Кашихина объявила, что тоже отправляется за помощью. И опять одна! И в этот раз ее никто не остановил. Оставшиеся четверо пассивно лежали в спальном мешке. Даже не ели ничего, хотя продукты были. В 17.00 этого дня группа туристов Ленинградской СЮТ (рук. А.Лабутин) увидела торчащие лыжи, рюкзак и лопату. Разгребая снег, обнаружили сначала палатку, а потом вход в пещеру. Юные туристы поставили свою палатку, накормили пострадавших и оказали им медицинскую помощь. Лабутин послал двух человек на базу геологов, а с другими начал поиск Бондаря и Кашихиной.
Из объяснительной записки Кашихиной. "Места в спальнике мне не осталось... объявила, что пойду за помощью. С перевала спускалась по глубокому снегу. Поняла, что иду не туда. Решила вернуться в лагерь за лыжами. Лагеря не нашла. Пошла вновь за перевал, ориентируясь по ветру, который дкл мне навстречу. Наступила ночь. Ходила не останавливаясь. С восходом солнца увидела лыжню и пошла по ней. 29.III около 10 часов встретила туристов из Ленинграда".
ЗО.Ш тело замерзшего В.Бондаря нашли в 13.00 в 300 м от перевала на западной стороне озера.
Поскольку Tuapse не Белый Клык, цитировать Лукоянова не возбраняется. Это понятно. Непонятно другое. Почему разделение группы в этих ситуациях воспринимается дятловедами спокойно, а дятловцы при этом должны скрываться от стратосферных диверсантов или злобных браконьеров? В одних случаях наличие инструкций по безопасности не мешает туристам спокойно окочуриться, а на дятловцев непременно падает ракета, потому что иначе бы они все четко отработали по инструкции и спаслись. Ракета, блядь, помешала.
...это примерно то же самое, как если бы 9 профессиональных водителей, находясь в трезвом состоянии, дружно решили наплевать на все ПДД.
(с) Aryan II, 17.11.11 09:11
Дятловеды не устают поражать кривизной логических построений. Нет, тургруппа на маршруте - это ни разу не то же самое, что водители на дороге, каждый из которых едет в своей машине по своим делам абсолютно независимо друг от друга, по крайней мере, пока один другого не подрезал. Если проводить дорожную аналогию, ситуация с группой Дятлова больше похожа на маршрутку, за рулем которой сидит не слишком опытный и уверенный в себе водитель. Раньше ему выпадало порулить, но тогда и видимость была получше, и дорога не такая скользкая. В маршрутке находилось 9 пассажиров. Один, смекнув, куда попал, по-быстрому соскочил, покамест далеко не отъехали. Трое из оставшихся пассажиров имеют некоторый опыт вождения, причем один из них старше и опытнее того, кто сейчас сидит за рулем. В салоне маршрутки празднуют его день рождения. Водитель нервничает и утрачивает контроль над обстановкой. Кто-то орет у него над ухом: ты что творишь, дятел? давай, жми к лесу. Кто-то хочет выдернуть руль и выправить сам. Маршрутку заносит и переворачивает. Пассажиры дергают заклинившую дверь, разбивают изнутри стекла, выбираются наружу. Водитель пытается организовать поставить машину на колеса, починить и ехать дальше, но его уже никто не слушает. Начинается разброд кто в лес, кто по дрова. С утратой единоначалия они, действительно, теперь действуют как 9 независимых персонажей, сбиваясь в кучки по интересам.
Чтобы представить дальнейший ход событий, нужно сравнивать с другими "маршрутками", оказавшимися в схожей ситуации. Практика показывает, что ничем хорошим там обычно не кончается.
Трагедия на Хамар-Дабане, 1993 г.
...вдруг около 11 часов у одного из парней изо рта пошла пена, полилась кровь из ушей — на глазах у всех 24-летнему Александру стало плохо, и он тут же скоропостижно скончался. Дальше в группе начался полный хаос. Удивительно, что эта смерть вселила панику не только в 16—17-летних участников похода, но и в руководителя — опытную женщину, мастера спорта... Денис начал прятаться за камни и убегать, Татьяна билась головой о камни, Виктория и Тимур, вероятно, свихнулись... Валентина... пыталась как-то вразумить оставшихся четверых, но все было тщетно — потерявшие рассудок были неконтролируемыми, они вырывались и убегали, когда она пыталась увести их с этого места...
Вертолет опустился, и все, кто был на борту, стали свидетелями ужасного зрелища: «Картина была жуткая: тела уже опухли, глазницы у всех полностью выедены...» Что же происходило на плато? Почему, замерзая, участники похода сняли с себя обувь? Зачем женщина легла на умершего парня? Почему никто не воспользовался спальниками? Все эти вопросы так и остались без ответов.
Хорошо, что выжила одна участница похода, описавшая эту нелепую трагедию. Иначе бы дятловеды и здесь развели конспирологию, объясняя нелогичное поведение внезапной слепотой от секретных испытаний. Потому что только техногенная катастрофа, не меньше, способна заставить туристов нарушить инструкцию по выживанию или, упаси Б-же, не спасти попавшего в беду товарища.
Трагедия в 1975 году у подножья горы Фишт, 1975 г.
И вот в течении часа погода сменилась на дождь, а потом и на метель. Резко похолодало. В группе, что шла верхней тропой, началась паника. Народ ломанулся вниз к лесу. Большинство погибших замерзли еще до зоны леса, получив травмы на спуске, как говорили, во время метели началась так называемая «Белая мгла»...
Та часть туристов, что добежала до леса, смогли разжечь несколько костров, но теперь началась борьба за выживание, более сильные отталкивали от костров слабых. Людей находили замерзших буквально в нескольких метрах от кострищ. Хотя, как потом выяснилось, в их рюкзаках были теплые вещи. Инструктор не смог взять ситуацию под контроль и в итоге два десятка погибших.
Туризм - такая штука, глубокомысленно изрекают бывалые походники, которая накладывает определённый отпечаток на характер человека. Помимо всего прочего готовность спасти товарища в экстремальной ситуации для настоящего туриста является нормой. Люди с иными чертами характера в туризме не приживаются.
perdyat.livejournal.com/36711.html?thread=16269...
Нисколько не сомневаюсь, что те, кто отталкивал слабых от костра и отнимал у них теплые вещи, впоследствии не смогли прижиться в туризме, но замерзшим от этого не легче. Вот и дятловцы в итоге не прижились и вообще не зажились на этом свете.
Подобных случаев известно не так, чтобы сплошь и рядом, но они есть. При желании можно обратиться к упоминавшейся уже книге П.И.Лукоянова "Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий" и теме Близкие аналоги аварии Дятлова по условиям и фрагментам событий форума pereval1959 (см.также продолжение темы). Основное возражение дятловедов состоит в том, что описанные ситуации нетипичны для профессионального туризма. Профессиональная солидарность рождает круговую поруку. Вне круга - неспециалисты, они должны прислушиваться к мнению профессионалов в данном вопросе, а профессиональное турье, как любая замкнутая тусовка, не особо рвется выносить сор из избы. Скажем, доктора, призванные освидетельствовать врачебную ошибку своего коллеги, скорее всего, ее замнут, если это не особо громкий случай и они не испытывают к нему личной неприязни.
В многочисленных книгах полярных исследователей, в отчетах о лыжных путешествиях или рекордных переходах очень редко можно найти признания в совершенных ошибках, неправильных решениях, размолвках в коллективе и прочих явлениях, осложняющих жизнь путешественников. Эти умолчания понятны и естественны. Во-первых, действительно не следует «ворошить на людях грязное белье»; во-вторых, домашний анализ событий, происшедших «там» — в ветре, пурге, морозе, может принципиально разойтись с решениями, которые уже, увы, не изменишь...
(c) Лыжный туризм. Предисловие.
О, эти благородные мужественные души бывалых покорителей. Вам, мазутам штатским, этого не понять. Трупами вымощен путь к вершинам, потому что в тех условиях невозможно позволить себе роскошь нравственности - см., напр., статью Феликса Свешникова "Спасти нельзя уйти".
Неважно, Эверест или Отортен. Если что-то по недосмотру утекает, картину независимо от высоты над уровнем моря стараются облагородить. Как вариант, перенести акцент с подлости и распиздяйства в сторону героического преодоления трудностей. Когда наружу прорываются факты, свидетельствующие, что никаким подвигом там близко не пахло:
В группе «лидеров» события разворачивались совершенно по другому. Они отказывались помогать ослабшим, отбирали у туристов теплые вещи для себя... Утром, проснувшись и позавтракав у костра, спокойно ушли вниз по тропе, прихватив с собой тёплые вещи, снятые с погибающих туристов.
ситуация объявляется нетипичной для туризма, т.к. фигуранты не были настоящими походниками. Так, матрасники примазавшиеся.
Представим, что живых свидетелей неприглядного поведения не осталось, а мародеры перепиздились друг с другом, и их нашли недалеко от настила с переломанными ребрами и разложенными кучками чужой одежды. Сто пудов сейчас бы это были вторые герои-дятловцы. Экстрасенсы с умным видом разводили бы кофейную гущу над групповыми и индивидуальными фотками участников, ебанутые пиздюки с хибинаматери отыскивали бы на фотках НЛО (и находили бы), а графоманы сочиняли книжки, как туристов зверски извел стратосферный спецназ.
Когда запихнуть жертвы конфликта в ненастоящие туристы несмотря на все усилия не проходит, дятловеды включают другую систему координат, в которой подлость не считается подлостью. В отрыве от цивилизации лицом к лицу с суровой природой, говорят они, напуская неземную грусть на побитые (ветром) морды, невозможно позволить себе цивилизованные нормы нравственности. Но безнравственным такое поведение, вы понимаете, называть некорректно. Вы не понимаете? Значит, вам этого не понять, потому что в сложных походах действуют иные ценности.
Дятловеды с опытом странствий (не имеются в виду бомжи) с пеной у рта клянутся, что неспортивному поведению нет места в их рядах. Максимум, его изредка допускают начинающие туриманы. Поэтому когда откроются неопровержимые факты ссоры среди дятловцев, их задним числом опустят в малоопытные. Собственно, по факту они ими и являлись, просто сейчас это невыгодно признавать. Настоящие покорители бескрайних просторов не опускаются до конфликтов, потому что всех, у кого возникают конфликты, относят к ненастоящим. Дятловедская логика в действии. Доказывать что-либо бесполезно. Доказать можно адекватному собеседнику,
Не будем спорить с дятловедами. Рассмотрим инцидент c женской сборной СССР по альпинизму, в состав которой входили 3 мастера спорта (Шатаева, Васильева, Мухамедова), 3 кмс (Любимцева, Манжарова, Фатеева); остальные (Бардашова и Переходюк) имели 1-й разряд по альпинизму. У распоследнего дятловеда язык не повернется назвать команду неопытными матрасниками. Им не было нужды посвящать свой поход никакому съезду, они и без того знали себе цену. По сравнению с этой передовой спортивной мощью державы дятловцы были вообще говно. ...Мы создадим свой стиль восхождения - женский, поскольку не должны и не можем ходить так, как ходят мужчины..., говорили девушки. Группа в полном составе погибла при восхождении на Памире в 1974 г. Официальной причиной, как водится, назначена непреодолимая стихийная сила.
Сильнейший ураган не оставил шансов на выживание, резюмируется в биографии Шатаевой. Однако, как и в случае дятловцев, имеются некоторые странности, заставляющие предположить, что одной стихийной силой тут не обошлось. Дополнительно какая-то нечистая сила попутала.
Вслед за ними шла команда красноярского Труда, и в ней был фотограф... Что же до непогоды, урагана… На одной из панорамных фотографий ясно виден камень и стоящий на нем котелок. Да будь он хоть свинцом налитый, ураган свалил бы его с камня! Порванные палатки. Не было там таких ураганов, чтобы они рвали застегнутую “памирку”. Порвать ее может только человек в припадке истерии...
А может быть, и правда, в августе 1974 года всему виной была непогода и никакой загадки здесь нет? Может быть, официальная комиссия не кривила, дав такое заключение: “основной причиной гибели группы явились крайне сложные, внезапно возникшие метеоусловия, ураганный ветер со снегом, резкое снижение температуры и атмосферного давления, отсутствие видимости…”
Может быть. Если бы в районе вершины в эти дни не находились еще, по крайней мере, семь групп: четыре наших, швейцарцы, американцы и японцы. Как с этим-то быть?
Базовый лагерь имел ведь радиосвязь с каждой из групп, находящихся близ вершины. Супергерои, лучшие альпинисты-высотники, отчего они не пришли на выручку женщинам — гибнущим совсем рядом, сквозь непогоду, рискуя собой? Да полно: пришли бы, но позвал ли их кто-нибудь на помощь? И это — загадка.
И эти чертовы фотоснимки. Они опровергают официальную версию.
В отличие от дятловцев у альпинерок была рация. Связь с ними поддерживалась до конца, что лишает шизофреников заманчивой возможности приплести любимые огненные шары, закрытый полигон, секретные испытания, аварию ракеты, продать книжку про заатмосферный спецназ и в переводе с
Никто не мешает настоящим крепкоебнутым дятловедам объявить переговоры подложными так же, как они объявляют фальсифицированным уголовное дело дятловцев. Тем более, что записи радиосеансов были подрихтованы хотя бы из понятного желания автора не выносить на всеобщее обозрение последние часы жизни жены. Больные могут думать, что Шатаева докладывала на базу о кружащихся над палаткой НЛО и падающих с неба первых ступенях. Естественней предположить, что отредактированы некоторые моменты личных взаимоотношений, чтобы не бросать тень на покойных. Отличие от истории с дятловцами, в первую очередь, в масштабе происшествия, поэтому здесь никто не занимался импровизациями на скору руку. К процессу подошли вдумчиво и обстоятельно. Все равно со временем вылезают нестыковки.
Общая стратегия передвижения групп была продумана и попутно с личными восходительскими целями предполагала некое патрулирование мужских команд во время нахождения женщин на склоне - для подстраховки, на всякий случай... именно поэтому женщины затягивали восхождение, стараясь вырваться из-под опеки, выбирая для переходов моменты наибольшего удаления "опекунов". Сделать это было непросто. Поблизости находилось три питерских группы: Корепанова, Гаврилова, Борисенка, далее - красноярский "Труд", не считая американцев и японцев. Группа Корепанова взошла на пик Ленина на день раньше женской сборной.
В 1976 году я разговаривал с Георгием Корепановым... Он сказал так: “Все врут обо всем. Там было не так, но я тебе не расскажу ничего”. Единственная деталь, которой он поделился: когда его группа подошла к палаткам женской экспедиции, он сунулся было в палатку Шатаевой, но Эля его не пустила, увела на другой край лагеря, напоила чаем, казалась веселой. А в ее палатке лежала мертвая Васильева. Согласно официальной версии первые признаки недомогания одной из участниц проявились позже, при спуске. Первой умерла не Васильева, а Любимцева. 7-го утром Шатаева радировала о ее смерти, произошедшей 6.08 в 23:00. О смерти Васильевой и Фатеевой было доложено во время следующего сеанса в 14 часов. Последняя передача состоялась 7-го в 21:12. Переходюк сообщила, что их осталось двое. Проходившие через стоянку японцы 8.08 в 12:30 никого в живых не застали, о чем сообщили в базовый лагерь. Им было велено ничего не трогать. В июне 1975 года тела сняли с вершины и похоронили. Судебно-медицинская экспертиза не проводилась. Генпрокупратура удовлетворилась заключением пусть и официальной, но явно заинтересованной в том, чтобы дело замять, комиссии.
Анатолий Ферапонтов в книге "Восходители" приводит свою беседу с Ниной Луговской - 3-й женщиной в стране, удостоенной почетного звания «Покоритель высочайших гор СССР» ("Снежный барс"

- Тогда все окутывалось в тайну, верить тому, что написано, можно разве только наполовину...
- И все же, Нина, ты уже тогда была классом повыше, чем большинство участниц той экспедиции, так попробуй сочинить хоть какую-нибудь правдоподобную версию. Ну, поставь себя сейчас на место Шатаевой.
- Это невозможно, зачем мне такая мука? Пойми, это бабья кухня, в которой вам, мужикам, не разобраться. Извечная бабья кухня. Не копай, бесполезно.
Заканчивая главу "Не женское это дело", автор сообщает, что cразу после трагедии редактор “Юности” Борис Полевой дал задание моему другу, Саше Берману: все разузнать и написать. В мае следующего года мы случайно встретились с Сашей в Баксанском ущелье, в Тырныаузе. Посидели в ресторане, после легли на бережок Баксана позагорать. “Ну и что ты узнал?”— спросил я его. “Все узнал,— ответил мрачно Саша,— но писать об этом нельзя. И ни о чем меня не спрашивай, пожалуйста”.
@темы: ссылки, перевал дятлова
да рано или поздно в другом месте бы нашли
Хотя сопоставима с дятловской только трагедия на Хамар-Дабане,и единственный свидетель только добавляет вопросов своим рассказом.
А почему возникли сомнения в официальной версии гибели группы Щаталиной?
Собственно, описание места трагедии известно только со слов Шатаева, а он не ставил перед собой задачу описать место, положение тел и т.д. Фотографии, сделанные группой "Труд", видели многие, но не рассказывают.
В гибели группы Левина на Эльбрусе странного намного больше, как и в гибели группы на Хамар-Дабане.
Почему именно о группе Шатаевой идут неясные рассказы о смертях и убийствах?