23
У социологов есть прикольное понятие "социально одобряемых ответов". Это, если привести пример, когда респондент, отвечая на вопрос, какие газеты он читает, ставит галочку напротив "Литературной газеты", а не "СПИД-инфо", которую он действительно читает.
Само выражение "социально одобряемые ответы" не совсем верно. На самом деле никакого реального одобрения от общества человек, вписывающий "Литературку" вместо любимого СПИДа, не получает. Он это "общество" в глаза не видел. "Одобрение общества" - это его представления о том, что одобряется этим самым обществом. То есть, грубо говоря, его фантазии на эту тему, подкреплённые воспитанием, телевизором и прочими такими "институциями".
Ка к я замечал, чрезмерное почтение перед «парадными ценностями» (они же «социально одобряемые») испытывают как раз люди, испытывающие дефицит реального социального взаимодействия.
То есть. Человек, плотно вовлечённый во взаимодействие с другими людьми, как правило, довольно честен, легко говорит правду о себе, своих убеждениях, вкусах и пристрастиях, и так далее. Важно только, чтобы у него за спиной был коллектив, где про него всё знают и его убеждения и привычки считались бы приемлемыми. Если такой коллектив есть, человеку более-менее по барабану, что о нём думает случайный собеседник, что велит ему думать «общество», телевизор и т.п. Если у него за спиной хотя бы десяток человек, для которых он со своими взглядами и привычками – друг, соратник и коллега, ему довольно просто сказать в лицо любому «опросчику», что он на самом деле думает и чего хочет. Потому что случайный человек ему не судья, не нравственный авторитет, не чрезвычайный и полномочный представитель коллективного разума и не референтная группа, а так, хрен с горы.
А вот человек, ни в каком «обществе» не состоящий, крайне уязвим перед всякими воображаемыми авторитетами. Он постоянно боится, что про него плохо подумают – потому что у него нет тех, кто думает о нём хорошо и на чьё мнение можно опереться. И он будет говорить «социально одобряемые вещи», хотя ему вроде бы ничего не грозит (подумаешь, анонимный опрос).
zit-com.livejournal.com/36833.html
Само выражение "социально одобряемые ответы" не совсем верно. На самом деле никакого реального одобрения от общества человек, вписывающий "Литературку" вместо любимого СПИДа, не получает. Он это "общество" в глаза не видел. "Одобрение общества" - это его представления о том, что одобряется этим самым обществом. То есть, грубо говоря, его фантазии на эту тему, подкреплённые воспитанием, телевизором и прочими такими "институциями".
Ка к я замечал, чрезмерное почтение перед «парадными ценностями» (они же «социально одобряемые») испытывают как раз люди, испытывающие дефицит реального социального взаимодействия.
То есть. Человек, плотно вовлечённый во взаимодействие с другими людьми, как правило, довольно честен, легко говорит правду о себе, своих убеждениях, вкусах и пристрастиях, и так далее. Важно только, чтобы у него за спиной был коллектив, где про него всё знают и его убеждения и привычки считались бы приемлемыми. Если такой коллектив есть, человеку более-менее по барабану, что о нём думает случайный собеседник, что велит ему думать «общество», телевизор и т.п. Если у него за спиной хотя бы десяток человек, для которых он со своими взглядами и привычками – друг, соратник и коллега, ему довольно просто сказать в лицо любому «опросчику», что он на самом деле думает и чего хочет. Потому что случайный человек ему не судья, не нравственный авторитет, не чрезвычайный и полномочный представитель коллективного разума и не референтная группа, а так, хрен с горы.
А вот человек, ни в каком «обществе» не состоящий, крайне уязвим перед всякими воображаемыми авторитетами. Он постоянно боится, что про него плохо подумают – потому что у него нет тех, кто думает о нём хорошо и на чьё мнение можно опереться. И он будет говорить «социально одобряемые вещи», хотя ему вроде бы ничего не грозит (подумаешь, анонимный опрос).
zit-com.livejournal.com/36833.html